«Фонтанка» – самые новые теплоходы в Санкт-Петербурге.

Однопалубные теплоходы «Фонтанка» – популярнейшие прогулочные корабли в городе на Неве. Проект Р118 разрабатывался еще в 80-х годах предыдущего столетия. Самый первый теплоход Р118 с названием, не поверите – «Фонтанка» – был спущен на воду в 1974 году.

В процессе эксплуатации проект видоизменялся, появились модификации Р118.2, Р118.3, Р118В, Р118М и еще ряд индивидуальных проектов, базой для которых являлся старинный Р118.

Технические характеристики «Фонтанок».

Так как со с временем менялись требования Российского Речного Регистра, менялась и начинка «фонтанок» - силовые установки, системы откачки воды, управление. Увеличилась паспортная скорость – с 12 км/ч до 15 км/ч, но это вряд ли будет заметно обычному пассажиру.

Что более важно, в процессе эксплуатации выявились слабое место – низкий потолок салона, и в старших модификациях это проблема была исправлена путем изменения системы крепления балок крыши. Сейчас высота в центре салона у новых «фонтанок» в обычно около 2 метров (хотя, конечно, многое зависит от отделки). Это позволяет чувствовать гостям мероприятия на воде чувствовать себя вполне комфортно.

Единственное, что практически не изменилось при смене поколений проекта – это внешние габариты: ширина и высота корпуса (5.55 м и 2.47 м) остались прежними, длина «подросла» немногим более, чем на метр – с 19 до 20.3 метра. Дело в том, что топология каналов Санкт-Петербурга накладывает жесткие ограничения на габариты судна. Высота ограничена высотой мостов, ведь необходимо иметь возможность пройти под ними даже в случае, если уровень воды выше обычного из-за частых дождей. Предел по ширине также продиктован размерами каналов, а длина регламентирована необходимостью вписываться в крутые повороты и совершать сложные маневры в ограниченном пространстве, например, при выходе из Мойки в Неву по Зимней канавке.

Размещение пассажиров.

Соотношение длины салона и открытой палубы у «фонтанок» обычно 6 и 9 метров соответственно. Оказалось, что это наиболее практичная компоновка: все пассажиры могут одновременно разместиться на прогулочной палубе и при необходимости, полностью перейти в крытую часть.

Кстати, относительно пассажиров: паспортная пассажировместимость Р118 и ему подобных – 50-55 человек. Крайне важно понимать: речь идет об «экскурсионной» рассадке. Если вы планируете арендовать «фонтанку» для мероприятия, то лучше рассчитывать максимум на 40 человек в режиме фуршета. При банкетной рассадке будет комфортно 25-35 гостям.
Таким образом, сыграть небольшую свадьбу на теплоходе проекта «Фонтанка» вполне возможно.

Что касается отделки и компоновки внутренней части салона – то тут все отдано на откуп судовладельцу, проектом это никак не регламентируется. Но опять-таки, в результате эксплуатации сложился своеобразный стандарт: в салоне ставится 10 столов с 4-5 стульями вокруг каждого, обычно имеется телевизор, шкафы для хранения жилетов и различных судовых принадлежностей.

В некоторых теплоходах дополнительно оборудована барная стойка – это удобно при организации фуршета или для кейтеринга на банкетах, но есть и обратная сторона медали: приходится жертвовать одним столом. Есть несколько кораблей, где стулья и столы прикручены к полу – но это оказалось очень непрактичным для аренд, поэтому такие теплоходы используются в основном для экскурсионных туров.

Санузел на «фонтанках» только один, и весьма небольшой. Камбуза нет, поэтому банкет подразумевает привлечение кейтеринговой службы.

Возможные маршруты теплоходов.

Судовой класс современных «фонтанок» – «Р 1,2», что подразумевает хождение по участкам внутренних рек с небольшим волнением. Для условий Санкт-Петербурга это означает, что маршрут теплохода ограничен Мойкой, Фонтанкой, каналами, Большой, Малой и Средней Невками и определенным участком Невы: нельзя пройти в сторону Невской губы дальше Благовещенского моста и через Петровский фарватер.

С другой стороны, не получится пройти по каналу Грибоедова: это не запрещено, но «фонтанка» попросту не сможет сделать это из-за своих габаритов.

В остальном никаких ограничений нет.

Развитие модели.

По факту суда семейства Р118 оказались настолько сбалансированы, что изменять оказалось практически нечего. Проект оказался настолько качественным, что такие суда сходят с верфей и сейчас, и при этом самая древняя «Фонтанка» еще на ходу.

Пожалуй, самым заметной попыткой развития проекта стали корабли 82840, так называемые «Гранд Фонтанки», которым конструкторы добавили выход на крышу салона. Представители такого класса – теплоходы «Гладиатор» и «Центурион» судоходной компании «Речной трамвай Санкт-Петербурга». Когда такое судно выходит в Неву, матрос поднимает леерное ограждение на крыше, открывает лестницу – и все желающие могут пройти наверх, подышать воздухом и сфотографироваться. Но как всегда, есть и минусы – крышу пришлось дополнительно укреплять, что потребовало снизить высоту потолка салона.

Новые теплоходы в аренду в Петербурге: